История

Гуманитарный факультет, кафедра истории и гуманитарных наук
Для всех направлений обучения

Дисциплина: «История» (очное и заочное обучение)

Количество часов: 72-108 часов
Аннотация: целью преподавания дисциплины «История России» является: формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Темы:
Раздел 1. Киевская Русь (9-11 вв.)
Раздел 2. Раздробленность Руси и ордынское иго (12-14 вв.)
Раздел 3. Московское государство (15-17 вв.)
Раздел 4. Петербургская империя (18-нач. 20- вв.)
Раздел 5. История СССР (нач. 20 в. – конец 20 вв.)
Раздел 6. История Российской федерации в конце 20-начале 21 вв.
Ключевые слова: история, Россия, политика, экономика, культура, общество. 
Автор курса: Шушканова Елена Александровна, к.и.н., доцент, р.т. (391)2-91-92-81
Доступность: доступ открытый
URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=170

Основы инженерной психологии 
Гуманитарный факультет, Кафедра Истории и гуманитарных наук 
Шифр и название направления подготовки (специальности): 
Название дисциплин(ы): Основы инженерной психологии, Основы инженерной психологии, Основы инженерной психологии и эргономики 
Уровень образования: бакалавриат, специалитет. 
Курс: 1-3 курс 
Форма обучения: очно-заочная, заочная, дистанционная 
Количество часов с «разбивкой» по видам занятий: 2 з.е. 72 ч. (в том числе: лекции - 4, практические занятия - 4, самостоятельная работа - 64)
Форма контроля: зачёт 
Аннотация: Дисциплина «Основы инженерной психологии» относится к части дисциплин по выбору студента цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, предусмотренных учебным планом заочной формы. Основы инженерной психологии имеет межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как психология, философия, культурология, социология. Знания по инженерной психологии в системе учебного процесса выступают в качестве основы формирования целостного представления студента о личностных особенностях человека и осуществления им учебной и профессиональной деятельностей, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы взаимодействия систем «человека-машина». 
Темы: 
Раздел 1. 
Тема 1. История возникновения и развития инженерной психологии. 
Тема 2. Предмет, объект и задачи инженерной психологии.  
Тема 3. Методы инженерной психологии.  
Тема 4. Характеристика анализаторов человека и взаимодействие анализаторов при приёме информации человеком. 
Раздел 2. 
Тема 1. Процесс восприятия информации человеком-оператором. 
Тема 2. Волевые свойства. Значение воли для трудовой деятельности.
Тема 3. Хранение информации человеком-оператором.  
Тема 4. Проблема внимания и его значение в деятельности человека-оператора.  
Тема 5. Проблема внимания и его значение в деятельности человека-оператора.  
Тема 6. Обработка информации и принятие решения в деятельности человека-оператора: творческое мышление и воображение. 
Тема 7. Психологическая поддержка человека-оператора. Эмоционально-волевая сфера, проблемы саморегуляции. 
Раздел 3. 
Тема 1. Управление. Методы решения конфликтов.
Тема 2. Вопросы совместимости и сработанности в малой группе. 
Тема 3. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины в системах управления "человек - машина". 
Тема 4. Динамическая характеристика личности. Влияние темперамента на характер трудовой деятельности. 
Тема 5. Основы инженерной психологии и проблема надежности труда оператора.
Ключевые слова: Основы инженерной психологии, история инженерной психологии, личность, сознание подсознание, психические процессы, ощущения, восприятие, память, внимание, интеллект, воображение, социальная психология, система человек машина, СЧМ, человек-оператор, работа анализаторов. 
Автор: Карелин Николай Михайлович 
Старший преподаватель 
Кафедра ИГН кабинет Н411 2919281, 
karelinnm84@mail.ru
URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=85
Социология массовых коммуникаций (ОСЗ, ОСЗУ)

Социология 

Гуманитарный факультет, кафедра истории и гуманитарных наук
Направление: 080200.68 «Менеджмент» 

Дисциплина: «Социология» (заочное обучение) 
Количество часов: 108 ч. (Аудиторные занятия, всего (час.) - 6,в том числе: лекции - 2, практические занятия, семинары, коллоквиумы - 4. Самостоятельная работа, всего (час.) - 93, в том числе: подготовка к семинару - 40, выполнение индивидуальных (творческих) заданий и работ научно-исследовательского характера, включающих подготовку, письменную работу, доклад с презентацией - 53), форма контроля: экзамен. 
Аннотация: Основное внимание в курсе уделяется таким целям, как дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; помочь овладеть социологическими знаниями во всем многообразии научных направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Темы:
Раздел 1. Социология как наука. 
Раздел 2. История социологии. 
Раздел 3. Социологические исследования. 
Раздел 4. Базисные элементы социальной жизни. 
Раздел 5. Общество как система. 
Раздел 6. Социальная структура общества. 
Раздел 7. Социология национальных отношений. 
Раздел 8. Культура и общество. 
Раздел 9. Девиантное поведение. 
Раздел 10. Социально-демографические процессы. 
Раздел 11. Управление процессами развития. 
Раздел 12. Социальное действие и поведение. 
Раздел 13. Социология организации. 
Ключевые слова: социология, индивид, нормы, девиантное поведение, массовое поведение, социологические исследования, социальное действие и поведение, социология организации. 
Автор курса: Проходская Маргарита Александровна, старший преподаватель, р.т. (391)2-91-92-81 
Доступность: доступ открытый 
URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=130

История таможенного дела и таможенной политики России 

Гуманитарный факультет, кафедра истории и гуманитарных наук

Направление: 036401.65 «Таможенное дело» 
Дисциплина: «История таможенного дела и таможенной политики России» (заочное обучение) 
Количество часов: 108 ч. (Аудиторные занятия, всего (час.) - 10,в том числе: лекции - 4, практические занятия, семинары, коллоквиумы - 6. Самостоятельная работа, всего (час.) - 98, в том числе: подготовка к практическим занятиям - 18, подготовка к выполнению самостоятельных работ - 40, выполнение контрольной работы (эссе, реферат, творческое задание) – 40, форма контроля: экзамен. 
Аннотация: основное внимание уделяется целям обобщения и систематизирования знаний по истории таможенного дела и таможенной политики России, формирования представлений об объективных закономерностях и особенностях процесса становления отечественного таможенного дела и таможенной политики. 
Темы: 
Раздел 1. История таможенного дела России как учебная дисциплина. Зарождение таможенного дела в зарубежных государствах. 
Раздел 2. Зарождение таможенного дела в Древней Руси. Таможенное обложение на Руси в период феодальной раздробленности. 
Раздел 3. Таможенно-тарифная политика в Московском централизованном государстве в XVI-XVII в. Совершенствование таможенного законодательства в Московском государстве в XVII в.
Раздел 4. Таможенная система и таможенная политика России в XVIII в.
Раздел 5. Таможенная система в Российской империи в XIX в. 
Раздел 6. Формирование советской таможенной системы. 
Раздел 7. Таможенная политика и таможенное дело в Российской Федерации в 1990-е гг. 
Раздел 8. Таможенная политика и таможенное дело в Российской Федерации с 2000 г. 
Ключевые слова: история России, таможенное дело, таможенная политика, таможенные органы, таможенные пошлины. 
Автор курса:Старовойтова Евгения Николаевна, к.и.н., доцент, р.т. (391)2-91-92-81 
Доступность: доступ открытый 
URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=128
Психология и педагогика 
Гуманитарный факультет, кафедра истории и гуманитарных наук
Дисциплина: Психология и педагогика 
Всего часов: 70 
Аудиторных занятий: 6 часов 
Форма обучения: заочная 
Аннотация: Цель изучения курса «Психология и педагогика»: - ознакомить студентов с основными понятиями психологии, дать обобщенные знания о психологии людей; - рассмотреть основные вопросы педагогики; - сформировать ряд навыков (рефлексии, саморегуляции, релаксации и т.д.). 
Темы: 
1. Возникновение психологии как науки. Предмет, объект и задачи психологии. 
2. Теории личности в психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная и гуманистическая теории. 
3. Современные педагогические теории. 
Ключевые слова: 
Авторы: 
Доступность: 
URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=88
Психология 
Гуманитарный факультет, Кафедра Истории и гуманитарных наук 
Шифр и название направления подготовки (специальности): 
Название дисциплин(ы): Психология
Уровень образования: бакалавриат, специалитет.
Курс: 1-2 курс 
Форма обучения: очно-заочная, заочная, дистанционная 
Количество часов с «разбивкой» по видам занятий: 2 з.е. 72 ч. (в том числе: лекции - 4, практические занятия - 4, самостоятельная работа - 64).
Форма контроля: зачёт
Аннотация:Дисциплина «Психология» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, предусмотренных учебным планом заочной формы обучения. Знания по психологии в системе учебного процесса выступают в качестве основы формирования целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура станет органичной составной частью в структуре их будущей профессиональной деятельности. 
Темы: 
Раздел 1. Становление психологии как науки. 
Тема 1. Возникновение психологии. Предмет, объект и задачи психологии. 
Тема 2. Понятия: человек, личность, субъект, индивид, индивидуальность. Методы психологии. 
Тема 3. Теории личности в психологии. 
Тема 4. Развитие психологии в России. 
Раздел 2. Психические процессы. 
Тема 1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание.
Тема 2. Темперамент. Модальности. Акцентуации характера. 
Тема 3. Познавательные процессы: память, мышление, воображение. 
Тема 4. Эмоционально-волевая сфера личности. Измененные состояния сознания. 
Раздел 3. Социальная психология. 
Тема 1. «Я» в социальном мире. Внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие. Сплоченность.  
Тема 2. Виды групп, конформизм и нонконформизм, лидерство и руководство. 
Тема 3. Межличностные отношения. 
Тема 4. Искусство общения. 
Ключевые слова: Психология, история психологии, личность, сознание подсознание, психические процессы, ощущения, восприятие, память, внимание, интеллект, воображение, социальная психология. 
Автор: Карелин Николай Михайлович 
Старший преподаватель Кафедра ИГН кабинет Н411 2919281, karelinnm84@mail.ru
URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=87