Стилистика и литературное редактирование

Гуманитарный факультет, кафедра общественных связей

Направление: 04.03.01  «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриат)

Дисциплина: «Стилистика и литературное редактирование» (бакалавриат, очно-заочное обучение). Количество часов: 144 ч. (4 З.Е.), во втором семестре (Стилистика) – 72 ч. (2 З.Е.), форма контроля – зачет; в третьем семестре (Литературное редактирование) – 72 ч. (2 З.Е.), форма контроля зачет с оценкой.

Аннотация: Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; формирование базовых навыков создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеть навыками литературного редактирования, копирайтинга.

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: язык как социальный феномен; литературный язык – основа культуры речи, стили русского языка; язык, речь, общение; нормы современного русского языка; письменная речь; вариативность языковых форм, правила построения и редактирования текста.

Темы:

Тема 1. Литературный язык в системе национального языка. Понятие литературного языка.

Тема 2. Система функциональных стилей русского литературного языка; разговорный и книжные стили.

Тема 3.Лексическая стилистика. Выбор слова. Лексическая сочетаемость.

Тема 4. Стилистические ресурсы лексики: полисемия, омонимия, синонимия.

Тема 5. Стилистические ресурсы лексики. Стилистические функции неологизмов, стилистическое использование иноязычных слов, терминов, профессионализмов.

Тема 6. Тропы и стилистические фигуры. Роль изобразительных средств языка в построении текстов разных типов и назначений.

Тема 7. Стилистические возможности морфологии (употребление существительных, глаголов, числительных и др.)

Тема 8 Стилистика текста; структура абзаца; период. Функции порядка слов. Единицы текста. Параметры текста. Композиция текста.

Тема 9. Текст как объект литературного редактирования.

Основные процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения (ознакомительное, углубленное, шлифовочное).

Тема 10. Правка как вид редакторской деятельности. Виды правки.

Тема 11. Логические основы редактирования. Законы логики, причины их нарушения. Основные приемы логического анализа текста.

Тема 12. Работа редактора над фактическим материалом.

Тема 13. Работа редактора с цифровым материалом, цитатами. Проверка правильности оформления цифр, ссылок и цитат.

Тема 14. Работа над композицией авторского материала, его правка и сокращение

Ключевые слова: стилистика, текст, функциональный стиль , литературный язык, правка текста.

Автор курса: Ускова Светлана Викторовна, доцент кафедры общественных связей, кандидат филологических наук

р.т. (391)291-92-85

Доступность:  доступ открытый

URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=679

Актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики

 

Гуманитарный факультет, кафедра общественных связей

Направление: 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

Профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»

Дисциплина: «Актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики» (бакалвриат, заочное обучение). 1 курс.

Количество часов: 144 ч. (Аудиторные занятия, всего (час.) - 16, в том числе: лекции - 6, практические занятия, семинары, коллоквиумы - 10. Самостоятельная работа, всего (час.) - 115, в том числе: подготовка к семинару - 40, выполнение индивидуальных (творческих) заданий и работ научно-исследовательского характера, включающих подготовку, письменную работу в виде обзора  - 75), форма контроля: зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр).

Аннотация Нарастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения в жизни России, вызванные трансформацией ее политической, экономической, социальной, культурной сфер, оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решать которые предстоит молодому поколению. Курс «Актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики» как раз и имеет целью подготовить студентов к этой ответственной роли, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации, чтобы способствовать решению этих проблем.

Темы:

Раздел 1. Журналистика  в современном социокультурном пространстве. Новые медиа.

Раздел 2. СМИ и проблемы мирового сообщества: глобализация, цивилизация и информационные войны.

Раздел 3. Социальные аспекты взаимоотношения СМИ и бизнеса, СМИ и власти, СМИ и гражданского общества в новой общественной ситуации.

Ключевые слова: новые медиа, гражданская журналистика, краудсорсинг, журналистика данных, социальные медиа, журналистика, функции журналистики, информационное общество, текст, гипертекст, интерактивные сервисы; информационные войны, политкорректность, мультикультурализм, сексизм, релятивизм, агрессивный секуляризм, эгалитаризм, энвиронментализм, «Affirmative Action».

Автор курса: Тарасенко Татьяна  Васильевна, доцент кафедры общественных связей, кандидат филологических наук,

р.т. (391)2-919037

Доступность: доступ открытый

URL: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=678

Русский язык и культура речи (БМРЗУ, БММЗУ, БЭНЗУ, БЭЗУ, БЭУЗУ, БТЗУ, БТСЗУ)